Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 04:24

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гайлевич Елены Алексеевны

Форма входа
МЕНЮ
Статистика

Сочинение на ЕГЭ

Этот материал для тех, кто испытывает затруднения при написании сочинения на ЕГЭ

Как звучит задание?

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов. (в идеале- 200-250 слов)

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Композиция сочинения.

1.Вступление.

2.Основная часть:

   а) проблема;

   б) комментарий проблемы;

   в) авторская позиция;

   г) собственное мнение с аргументацией.

3.Заключение.

 

Как начать?

Цель вступления - подвести к проблеме, поэтому оно не должно быть большим. Предложения 2-3 будет достаточно.

В книге А.Г.Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ» предлагаются следующие виды вступления:

1. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и всё чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящён проблеме…

2. Авторитетное мнение по данному вопросу.

Как говорят психологи, общее впечатление о человеке при первом знакомстве с ним складывается всего за несколько минут, причем зависит оно в основном от внешнего вида. Однако всегда ли можно доверять своему первому впечатлению? Этот вопрос…

3. Обращение к читателю.

Задумывались ли вы о том, что современный человек может попасть в Древнюю Грецию, оказаться в средневековом Китае? Более того, каждый из нас в мгновение ока может перенестись в любое время и любое место! Для этого достаточно обратиться к книгам. Необходимо только найти нужную книгу, которая откроет дверь в удивительный мир. Как же сделать правильный выбор? Над этим вопросом размышляет…

4. Создание эмоционального настроя.

Думаю, у каждого человека есть книги, с которыми связано много тёплых воспоминаний, книги, которые стали верными друзьями и мудрыми помощниками, книги, без которых трудно представить свою жизнь. Какова же роль книги в становлении личности? Над этой проблемой…

5. Описание своих чувств и мыслей, возникших после прочтения.

Прочитал текст и задумался… Два камня- две разные жизненные дороги. Сколько же нашего, близкого, человеческого в судьбах этих камней! Используя аллегорию, автор настраивает нас на философское размышление о некоторых важных вопросах.

6. Использование цитаты из текста.

«Родину, как и родителей, не выбирают…» - пишет В. Распутин. Действительно…

7. Факты биографии автора.

Академик Лихачёв, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и статьях заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приведённом тексте…

8. Проблемный вопрос.

Как должен жить человек: быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема…

 

Как сформулировать проблему?

Выделяют различные виды проблем:

- философские,

- социальные,

- политические,

- экологические,

- нравственные.

Сформулируйте основную мысль текста. Это поможет обозначить проблему.

Помните о том, что неверно выделенная проблема «перечеркнёт» всё ваше сочинение.

Возможная конструкция предложения:

- Автор рассуждает над проблемой…

- Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…

 

Помощь может оказать таблица из пособия для подготовки к ЕГЭ Т. И. Максимович и И. А. Пугачёва:
Проблема (какая?) — Проблема (чего?) — Автор заставляет читателя (что делать?) —
— злободневная
— актуальная
— острая
— важная
— серьезная
— основная
— научная
— назревшая
— наболевшая
— главная
— до боли знакомая
— общественно значимая
— межнациональная
— спорная
— неразрешимая
— лени
— совести
— экологии
— нравственного выбора
— наследственности и воспитания
— интеллигентности
— назначения искусства
— нравственной прочности человека
— добра и зла
— понимания национальных традиций и обычаев
— духовного совершенствования человека
— приобщения людей к чтению
— глубоко задуматься о чем (над чем)
— серьезнее относиться к чему
— по-иному посмотреть на что
— оценить собственную позицию
— переосмыслить свое отношение к чему
— лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы...)
— поделиться мыслями с кем о чем
— с горечью понять что
— оценить истинный масштаб чего
 

Если вам сложно ответить на вопрос «Проблема чего?» (например, ответственности за свои поступки, одиночества и т. д.), то сформулируйте проблему в виде вопроса: «Почему мы так редко навещаем своих родителей? Над этой проблемой…» Избегайте повторов! (Текст-отрывок-фрагмент.)

 

Как комментировать проблему?

Перечитайте внимательно текст. Освещая авторскую точку зрения, ответьте на вопросы:

- На каком материале автор раскрывает проблему?

- Насколько актуальна проблема и почему?

- Как выражено отношение автора к изображаемому?

Комментарий обязательно осуществляется с опорой на текст! Отличайте комментарий от пересказа.

Комментарий - это скрепка формулировки проблемы и изложения авторской позиции.

Поэтому уместны будут предложения следующего типа:

- Проблему…автор рассматривает на примере жизни одного из героев…

- Писатель обращает внимание читателя на…

- Автор отмечает (указывает, подчёркивает и т. д.)…

- Автор осуждает (иронизирует, одобряет, восхищается)…

Помните, что комментарий не нужно подменять своими размышлениями. Они вам пригодятся для другого абзаца, где вы будете аргументировать собственную позицию.

 

Как сформулировать позицию автора?

Сложно выявить позицию автора? Подумай, ради чего он написал данный текст, чему он может научить.

Авторская позиция в тексте может выражаться прямо (через название текста; использование оценочной лексики: польза/вред, сочувствую/осуждаю; вводные слова: к счастью, к стыду) или косвенно (порядок слов, средства художественной выразительности).

Типовые конструкции для выражения авторской позиции:

- Рассуждая о …, автор сожалеет о…

- Автор с возмущением пишет о том, что…

- Автор обвиняет…

Не путайте автора художественного текста с рассказчиком: «я» в тексте не всегда принадлежит автору, это может быть и герой-рассказчик.

 

Как аргументированно выразить собственное мнение?

Эта часть сочинения представляет собой микротекст-рассуждение:

- тезис (согласие/несогласие с автором, ваша позиция по сформулированной проблеме),

- аргументация (примеры на основе жизненного опыта и из художественной или научно-популярной литературы),

- вывод (общий итог).

Типовые конструкции:

- Нельзя (не) согласиться с точкой зрения автора...

- Я (не) разделяю позицию автора, потому что…

- Я разделяю негодование (сожаление, восхищение и т. д.) автора и думаю…

Как и в любом рассуждении, выразить свою позицию поможет использование вводных слов (безусловно, полагаю, уверен).

Типовые конструкции при аргументации:

- Возьмём в качестве примера…

- Во-первых, во-вторых…

- Наглядными примерами тому может служить…

 

Как закончить сочинение?

Заключение должно быть логическим завершением рассуждений по поводу проблемы, поставленной автором, логически вытекать из вступления.

Типовые конструкции:

- Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

- Следовательно…

- Итак…

 

Пусть эти подсказки помогут вам на первоначальном этапе подготовки к сочинению, чтобы впоследствии вы смогли поразить (в хорошем смысле этого слова) проверяющих своей творческой фантазией, грамотностью, хорошей подготовкой к экзамену.

Пробуйте, и у вас всё получится!

 

Дорогу осилит идущий…

Поиск по сайту

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки
Создать свой сайт бесплатно
Новости

Copyright ValeryStudio © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz