Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.05.2024, 02:04

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гайлевич Елены Алексеевны

Форма входа
МЕНЮ
Статистика

Типичные ошибки при написании сочинения

     Многие ученики считают, что сочинение на экзамене написать хорошо очень трудно. Тем более многих пугает, что в официальных документах по ЕГЭ задание С имеет метку "повышенного уровня сложности". И не уверенные в своих силах одиннадцатиклассники начинают бояться сочинения еще больше, при этом либо не приступая к выполнению задания С, либо показывая слабые результаты.
     Есть ли повод «неметь» от страха перед заданием? Или стоит заранее готовиться к написанию сочинения и заработать до 23 (!) баллов? Думаю, выбор очевиден.
     Конечно, учиться писать сочинения–рассуждения по строго определенной композиции нужно как можно раньше. Хорошо, если эту работу вы начали еще в 10 классе. Ваша задача - четко понимать, что представляет собой сочинение, знать требования к его структуре, критерии оценивания. О композиции сочинения я уже писала (можно найти в материалах данной странички сайта). Сейчас назрела необходимость поговорить о тех ошибках, которые вы допускаете при написании сочинений, что–то важное упуская из виду. Что же приводит к ошибкам?
     1. Незнание композиции сочинения.
     Структуру сочинения нужно знать наизусть и не отступать от неё во время работы над сочинением.
I. Вступление.
II. Проблема, над которой размышляет автор.
III. Комментарий к проблеме.
IV. Позиция автора.
V. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
  1). Первый аргумент (с опорой на текст).
  2). Второй аргумент (из личного опыта).
VI. Вывод (заключение).
     Ни одна часть сочинения не должна представлять собой пересказ исходного текста. Все цитаты из текста исключаются при подсчете слов.
     2. Непонимание разницы между проблемой и темой текста.
     Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор и на который отвечает своим текстом. Часто проблема формулируется неточно или подменяется похожей, но в данном тексте остро не звучащей. Проверьте, правильно ли сформулирована проблема, нет ли фактических ошибок в её понимании? Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно читать текст, обращать внимание на ключевые слова.
     3. Подмена комментария по проблеме на пересказ или излишнее цитирование.
     Эта часть сочинения на ЕГЭ многих ставит в тупик: некоторые ее игнорируют, а другие сбиваются на пересказ. Что же делать? Помните: автор поднимает проблему (смотри выше), которую решает, приводя какие-то примеры, используя средства речевой выразительности. Таким образом, комментарий - это небольшой анализ текста. Не забудьте: «я» в тексте – это герой, рассказчик, а не автор.
     4. Формулирование позиции автора по проблеме, о которой не было сказано ни слова в предыдущих абзацах.
     Если проблема - это вопрос, то позиция автора - это ответ на этот вопрос. Так ли это у вас? Если этого соответствия нет, то за эту часть работы получите 0 баллов.
     5. Ваше согласие или несогласие с позицией автора не соотносится с проблематикой исходного текста.
     Написать "Я согласен/не согласен с автором" мало. Высказывая собственное мнение, вы должны привести 2 аргумента. «Я согласен/не согласен с автором, потому что…»
     6. Неубедительные доказательства: слишком примитивные или не относящиеся к выделенной вами проблеме. Многие допускают ошибки, приводя примеры из литературы или из личного опыта, которые совершенно не соотносятся с собственной позицией.
     Не забудьте, что требуется привести в защиту своей точки зрения не менее двух аргументов. По объему изложение вашей позиции должно занимать больше половины вашего сочинения.
     7. Фактические ошибки.
     Выдумывание того, чего в тексте нет, неправильное понимание текста и его неверное толкование - причины подобных ошибок. При этом допускаются ошибки в именах, фамилиях, названии  произведения, фактах биографий писателей (этическая ошибка - отсутствие инициалов автора).
     8. Нет логической связи между абзацами: противоречия между композиционными частями, нарушение абзацного членения, а иногда и полное отсутствие абзацев.
     9. Шаблонные композиционные переходы.
     Речевые клише можно использовать в сочинениях только на этапах первичной подготовки к экзамену (в 10 классе). Иначе может показаться, что вы совершенно не можете самостоятельно рассуждать.
     10. Орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.
     11. Неумеренная эмоциональность: «потрясающая сцена, гениальное произведение, величайший автор», обилие восклицательных предложений и восхищенных реплик.

Оцените теперь свою работу по таблице
КритерийЗа что начисляются баллы?МаксимальноУ вас в сочинении
К1Формулировка проблемы исходного текста1
К2Комментарий к проблеме2
К3Отражение позиции автора1
К4Своё мнение и его аргументация3
К5Смысловая цельность, связность, последовательность изложения2
К6Точность и выразительность речи2
К7Орфография3
К8Пунктуация3
К9Соблюдение языковых норм2
К10Соблюдение речевых норм2
К11Соблюдение этических норм1
К12Фактологическая точность1

Всего:23

Поиск по сайту

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки
Создать свой сайт бесплатно
Новости

Copyright ValeryStudio © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz