Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.05.2024, 06:51

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гайлевич Елены Алексеевны

Форма входа
МЕНЮ
Статистика

Составное глагольное сказуемое

Тема урока: «Составное глагольное сказуемое». Урок в 8 классе (по УМК Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой)
Цели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений; познакомиться с составным глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать разные типы сказуемых.
Формируемые УУД:
личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей);
регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, коррекция способов действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, ориентация в синтаксической структуре языка и усвоение правил строения предложения, моделирования (составления схемы), формирование «языкового чутья» как результата ориентировки в синтаксической структуре родного языка, развитие форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», ИКТ (Презентация).
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Стадия вызова.
- Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске:
У берега серебряная ива касается сентябрьских ярких вод. (А. Ахматова)
Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да мухи. (А. С. Пушкин)
Слезами горю не поможешь. (Пословица)
Твоих друзей не канут в лету бесчисленные имена. (М. Дудин)
Еще я долго буду петь. (С. Есенин)
Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. (И. С. Тургенев)
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (А. С. Пушкин)
Да приснятся тебе самые лучшие, самые красивые сны! (А. П. Чехов)
Самопроверка. Оцените себя.
- Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?
Чем оно выражено?
Проблемный вопрос:
- Какое предложение здесь является лишним? Почему?
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (А. С. Пушкин)
«Корзина идей»
- Соберем в корзине идей все, что вы можете рассказать о сказуемом этого оставшегося предложения:
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (А. С. Пушкин)
Учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны.
Целеполагание «от ученика»
-Определим тему сегодняшнего урока.
Какие цели вы себе поставите на этот урок?
III. Стадия осмысления
- Проверим свою «корзину идей», познакомившись с теоретическим материалом параграфа 25 учебника.
Маркировочные знаки:
V - информация, которая уже была известна тебе;
+ - новая информация;
- - неверная информация;
? - информация, которую ты не понял.

Составление кластера

Проблемный вопрос
- Сравните предложения:
Бабушка начала петь протяжно и заунывно.
Все просили бабушку спеть.
- Не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Коррекция знаний.
- Устно приведите примеры предложений с составным глагольным сказуемым из упр. 189.
IV. Рефлексия способов и условий действия
Практическое задание по выбору:
- Из предложенных предложений выписать грамматическую основу
или
- Из рассказа А. П. Чехова «Палата №6» выписать предложения с составным глагольным сказуемым.
Владимир начинал сильно беспокоиться. (П) Со старыми знакомыми он перестал видеться. (Гонч.) Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения. (Черн.) Порой голова отказывалась думать за других. (Гонч.) Твердо решился отказаться от всяких житейских выгод. (Черн.) Рука бойцов колоть устала (Л.) Как вы смеете со мной так разговаривать? (А. Остр.) Мартышка вздумала трудиться... (Кр.) Не надеялся он его застать. (Т.) Боюсь тебе наскучить (П.). Я не имею намерения вредить вам (П.) Путешественники еще сделали усилие пройти вперед... (Г.) Ты должен кончить партию! (Г.) Готов он верить (Гр.) В одиночестве способен жить не всякий (Кр.) А Барс лишь резаться горазд... (Кр.) Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами... (Т.)
Написание синквейна
Ключевое слово «сказуемое»
Вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Суть синквейна – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию).
Какие правила существуют для его написания?
На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна.
На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.
Какой синквейн получился у вас?
(Учащиеся читают синквейны, которые они написали).
Подведение итогов
- Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
Что давалось особенно трудно (легко)?
- Как оцениваете свои знания?
VI. Домашнее задание
Повторить материал по кластеру.
Придумать предложения или рассказ с предложенными в упражнении 191 словами.

Поиск по сайту

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки
Создать свой сайт бесплатно
Новости

Copyright ValeryStudio © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz