|
Мастер-класс«Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Фишбоун. Синквейн»Провела
Гайлевич Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №2. Задачи
мастер-класса: передача своего опыта
путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов,
приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка
методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса
проблемы; рефлексия
собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; оказание помощи
участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании
индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования. Этапы
работы мастер-класса | Содержание
этапа | Деятельность
участников | Подготовительно-организационный | Приветствие. (Презентация).
Вступительное слово мастера:
- Важнейшая задача цивилизации - научить человека
мыслить»,- писал Т. Эдисон.
В этом учебном году я активно использую в своей работе
технологию РКМЧП (развитие критического
мышления через чтение и письмо). | Настраиваются
на диалог | Основная теоретическая
часть: а) Представление
технологии РКМЧП; б)
Знакомство со схемой «Фишбоун».
| Дидактические особенности технологии: - направленность на формирование умений
работать в группе, графически оформлять текстовый материал, творчески
интерпретировать имеющуюся информацию, ранжировать информацию по степени
новизны и значимости; - возможность интеграции отдельных
дисциплин; - создание условий для
вариативности и дифференциации; - формирование направленности на
самореализацию, потребность в рефлексии, самоутверждение. РКМЧП предлагает систему методических приемов, которые могут
быть успешно использованы на уроках. (Участникам мастер - класса предлагается
рассмотреть Приложение № 1) В 1960-х годах Каору Ишикава
изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод,
впоследствии был назван в его честь – диаграмма
Ишикавы.
Еще
эту диаграмму называют «диаграммой рыбного скелета» (fishbone diagram) за внешнее
сходство со скелетом рыбы (отсюда и название). | Проявляют активную позицию,
тем самым помогая мастеру в организации занятия. В ходе мастер-класса участники: - изучают разработки по теме мастер-класса; - участвуют в обсуждении полученных результатов; - задают вопросы, получают консультации; - предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
|
| Учащимся предлагается
информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема «Фишбоун»
для систематизации этого материала. Порядок
работы с использованием «Фишбоун»
достаточно прост и обусловлен самой графической формой: 1. В первом треугольнике, «голове», после
обсуждения с классом учитель записывает формулировку проблемы. 2. Путем анализа источников учащиеся
выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает,
что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже
сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще
отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того,
что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то
есть, остаются только лишь предположениями. 3. Путем анализа связки
«причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в «хвосте».
При анализе достаточно сложных проблем лист с промежуточными результатами
работы может оставаться висеть на стене в классе, что позволит периодически
возвращаться к разрешению возникших противоречий. Работа
(исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным
этапом станет презентация заполненной схемы. Использование схемы «Фишбоун»
позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, а также ключевые
факты. Я
представила схему в упрощенном варианте. Возможно добавление верхних и нижних
«косточек», дополнение представленных сведений. При этом, технология работы со
схемой «Фишбоун» может варьироваться.
| - высказывают свои предложения по решению обсуждаемых
проблем. |
| 1. Индивидуальный
путь. В этом случае, чтение текста и составление схемы происходит
индивидуально. У всех текст одинаковый. На этапе рефлексии возможен обмен
мнениями, добавления в составленную индивидуально схему, суммирование информации
в единую схему, представленную на доске. 2. Парная или
групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. В
этом случае, возможны следующие варианты работы: а) каждая из групп
получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление
схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и
нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате
чего появляется общая схема «Фишбоун»; б) каждому участнику
внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после
чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется
общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг
друга. Таким образом,
благодаря «Фишбоун» мы получили опорный
конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и
работать в группе. Этот прием является и средством контроля за сформированностью навыков
работы с текстом, за умением его структурировать, анализировать и обобщать на
элементарном уровне. Рассмотрим
пример. (Слайд)
|
| Имитационная
игра. Афиширование выполненных работ | Давайте
поработаем в группах и составим свои схемы «Фишбоун» по упражнению на
странице 193 («Милый Коля Бирюков!») (учебник 5 класса) | Работа в группах по созданию творческого продукта. | Рефлексия. Синквейн.
| Синквейн организует
обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Происходит
от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает
способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых
словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна: 1 строка – тема
стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
2 строка – описание
темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3 строка – описание
действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4 строка – фраза из
четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.
Пример: Спасибо за активность и
поддержку. Надеюсь, что мне удалось зажечь в вас искру интереса к технологии
РКМЧП и её приёмам. предложение - простое, сложное - спрашивает, рассказывает, удивляется - выражает законченную мысль
- речь
Составим «синквейн», в котором
выразим впечатления от мастер-класса. Ключевое слово - «мастер-класс».
| Рефлексия
– активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.
Составление «синквейна» |
|
Календарь |
---|
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|