Провела
Гайлевич Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №2.
Задачи
мастер-класса:
передача своего опыта
путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов,
приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка
методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса
проблемы;
рефлексия
собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
оказание помощи
участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании
индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный | Приветствие. (Презентация). Вступительное слово мастера: - Важнейшая задача цивилизации - научить человека
мыслить»,- писал Т. Эдисон. | Настраиваются на диалог |
Основная теоретическая
часть:
а) Представление технологии РКМЧП; б) Знакомство со схемой «Фишбоун». | Дидактические особенности технологии:
Еще
эту диаграмму называют «диаграммой рыбного скелета» (fishbone diagram) за внешнее
сходство со скелетом рыбы (отсюда и название).- направленность на формирование умений работать в группе, графически оформлять текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, ранжировать информацию по степени новизны и значимости; В 1960-х годах Каору Ишикава изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод, впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы. | Проявляют активную позицию,
тем самым помогая мастеру в организации занятия. В ходе мастер-класса участники:
|
Учащимся предлагается
информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема «Фишбоун»
для систематизации этого материала.
Порядок работы с использованием «Фишбоун» достаточно прост и обусловлен самой графической формой: 1. В первом треугольнике, «голове», после обсуждения с классом учитель записывает формулировку проблемы. Использование схемы «Фишбоун» позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, а также ключевые факты. Я представила схему в упрощенном варианте. Возможно добавление верхних и нижних «косточек», дополнение представленных сведений. При этом, технология работы со схемой «Фишбоун» может варьироваться. | - высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем. | |
1. Индивидуальный
путь. В этом случае, чтение текста и составление схемы происходит
индивидуально. У всех текст одинаковый. На этапе рефлексии возможен обмен
мнениями, добавления в составленную индивидуально схему, суммирование информации
в единую схему, представленную на доске.
2. Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. В этом случае, возможны следующие варианты работы: а) каждая из групп получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун»; б) каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга. Таким образом, благодаря «Фишбоун» мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе. Рассмотрим пример. (Слайд) | ||
Имитационная игра. Афиширование выполненных работ | Давайте поработаем в группах и составим свои схемы «Фишбоун» по упражнению на странице 193 («Милый Коля Бирюков!») (учебник 5 класса) | Работа в группах по созданию творческого продукта. |
Рефлексия. | Синквейн организует
обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Происходит
от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает
способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых
словах, емких и кратких выражениях.
2 строка – описание
темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне. Пример:
Спасибо за активность и поддержку. Надеюсь, что мне удалось зажечь в вас искру интереса к технологии РКМЧП и её приёмам. предложение - простое, сложное - речь Составим «синквейн», в котором выразим впечатления от мастер-класса. Ключевое слово - «мастер-класс». | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. Составление «синквейна» |