Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.05.2024, 10:25

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гайлевич Елены Алексеевны

Форма входа
МЕНЮ
Статистика

Мастер-класс

«Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Фишбоун. Синквейн»
Провела Гайлевич Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №2.
Задачи мастер-класса:
     передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
     совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
     рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
     оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Этапы работы мастер-классаСодержание этапаДеятельность участников
Подготовительно-организационный

Приветствие. (Презентация).

Вступительное слово мастера:

- Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить»,- писал Т. Эдисон.

В этом учебном году я активно использую в своей работе технологию РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Настраиваются на диалог
Основная теоретическая часть:
а) Представление технологии РКМЧП;
б) Знакомство со схемой «Фишбоун».
Дидактические особенности технологии:
- направленность на формирование умений работать в группе, графически оформлять текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
- возможность интеграции отдельных дисциплин;
- создание условий для вариативности и дифференциации;
- формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, самоутверждение.
РКМЧП предлагает систему методических приемов, которые могут быть успешно использованы на уроках. (Участникам мастер - класса предлагается рассмотреть Приложение № 1)
В 1960-х годах Каору Ишикава изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод, впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
Еще эту диаграмму называют «диаграммой рыбного скелета» (fishbone diagram) за внешнее сходство со скелетом рыбы (отсюда и название).
Проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема «Фишбоун» для систематизации этого материала.
Порядок работы с использованием «Фишбоун» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:
1. В первом треугольнике, «голове», после обсуждения с классом учитель записывает формулировку проблемы.
2. Путем анализа источников учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть, остаются только лишь предположениями.
3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в «хвосте». При анализе достаточно сложных проблем лист с промежуточными результатами работы может оставаться висеть на стене в классе, что позволит периодически возвращаться к разрешению возникших противоречий.
Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы.
Использование схемы «Фишбоун» позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, а также ключевые факты.
Я представила схему в упрощенном варианте. Возможно добавление верхних и нижних «косточек», дополнение представленных сведений. При этом, технология работы со схемой «Фишбоун» может варьироваться.
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

1. Индивидуальный путь. В этом случае, чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. У всех текст одинаковый. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную индивидуально схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.
2. Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. В этом случае, возможны следующие варианты работы:
а) каждая из групп получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун»;
б) каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
Таким образом, благодаря «Фишбоун» мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.
Этот прием является и средством контроля за сформированностью навыков работы с текстом, за умением его структурировать, анализировать и обобщать на элементарном уровне.
Рассмотрим пример. (Слайд)

Имитационная игра. Афиширование выполненных работДавайте поработаем в группах и составим свои схемы «Фишбоун» по упражнению на странице 193 («Милый Коля Бирюков!») (учебник 5 класса)Работа в группах по созданию творческого продукта.
Рефлексия. 
Синквейн.
Синквейн организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Происходит от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.
Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.
Пример:
Спасибо за активность и поддержку. Надеюсь, что мне удалось зажечь в вас искру интереса к технологии РКМЧП и её приёмам.
предложение
- простое, сложное
- спрашивает, рассказывает, удивляется
- выражает законченную мысль

- речь

Составим «синквейн», в котором выразим впечатления от мастер-класса. Ключевое слово - «мастер-класс».

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. Составление «синквейна»

Поиск по сайту

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки
Создать свой сайт бесплатно
Новости

Copyright ValeryStudio © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz