Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.05.2024, 09:54

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гайлевич Елены Алексеевны

Форма входа
МЕНЮ
Статистика

Философия природы в лирике А. А. Фета

Конспект урока литературы.

Тема урока: «Философия природы в лирике А.А.Фета» (10 класс)

Цели:

обучающие: формирование представления об особенностях поэтического стиля Фета, анализ изобразительных приемов в создании образа природы в лирике поэта–импрессиониста, представителя течения "чистого искусства”;
интерпретация стихов и сопоставительный анализ лирических произведений, формирование основных теоретико-литературных понятий: психологический параллелизм, импрессионизм, чистое искусство;

развивающие: развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления;

воспитывающие: воспитание чувства прекрасного, чуткого к слову читателя, толерантности, эмпатии.

Ход урока:

Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не плакать, не молиться.
А. А. Фет
(Презентация. Слайд 2)

1. Орг. момент.

2. Создание эмоционального отклика: Прослушивание романса «Я пришел к тебе с приветом».

3. Выявление своеобразия лирики А. А. Фета:

Как беден наш язык!
– Хочу и не могу.-
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною…
(Презентация. Слайд 3)

-Высочайшим образом оценил поэта двадцатый век. Уже в самом начале века Фета называли "певцом молчания", "певцом неслышимого", новый читатель с упоением внимал фетовским строкам, что движутся "воздушной стопою", "едва произнесенные". Фет обладал удивительным умением психологически точно передавать ощущения, настроения, впечатления от движений собственной души, их полутона, оттенки, которые не поддаются описанию.

Работа по группам:
а) прочтите слова А. В. Дружинина и выделите особенности лирики Фета:

"Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы, выговаривает то самое, что мы сами сказать бы хотели… автор … в высочайшей степени обладает еще одной особенностью, редкою в нынешних поэтах, именно высокой музыкальностью стиха… мы не знаем стихотворений г.Фета,составленных немузыкально".

б) прочтите слова К. Айхенвальда и выделите особенности лирики Фета:

"Вся мировая радость и сладость любви растворилась в утонченнейшую стихию и наполняет ароматными парами его страницы; вот почему от его стихотворений замирает сердце, кружится голова».

в) прочтите слова П. И. Чайковского и выделите особенности лирики Фета:

"Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом".

4. Постановка темы и целей урока:

- Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы.Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью. В чем же особенность его изображения природы? На этот вопрос нам и предстоит ответить на сегодняшнем уроке.

5. Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом»:

- Обратимся одному из ранних и одному из самых популярных стихотворений Фета "Я пришел к тебе с приветом”. (Презентация. Слайд 4)
- Какова тема этого стихотворения?
- Как соотносятся состояние природы и настроение человека?
- Какой прием лежит в основе этого отождествления? (психологический параллелизм)

Рассказ ученика об истории создания стихотворения. Чтение стихотворения наизусть.

7. Работа в группах по анализу стихотворений:

Определить основную мысль стихотворения и художественно–изобразительные средства, которые помогают донести её до читателя.

«Еще майская ночь»,
«Заря прощается с землею»,
«Жду я, тревогой объят…»

8. Импрессионизм в лирике Фета. Анализ стихотворений

а) Чтение наизусть стихотворения "Шепот, робкое дыханье»

- Еще одно «самое фетовское стихотворение» - «Шепот, робкое дыханье...». (Презентация. Слайд 5)
Оно было новым поэтическим словом как для русской литературы, так и для самого Фета. Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...», иногда называют импрессионистской.

Импрессионизм как художественное направление впервые возник в искусстве живописи, во Франции. (Презентация. Слайд 6-7.) Его представителями были художники Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар. Импрессионизм происходит от французского слова, означающего: впечатление. В искусстве, так названном, предметы рисуются не в полном их объеме и конкретности, а в неожиданном освещении, с какой-то необычной стороны - рисуются так, как они представляются художнику при особенном, индивидуальном взгляде на них. (Примеры картин в презентации)

Одним из первых «импрессионистов» в русской поэзии и стал Фет.  В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое. Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник – смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание.

Как и в живописи, импрессионизм в поэзии - это изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не столько изображается, сколько фиксируется. Получается приблизительно так, как это описано Львом Толстым: «Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, и никакого как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь -- и в общем получается цельное впечатление».

Стихотворение строится на обрывках событий и явлений, на частной фиксации отдельных предметов - а в целом получается правдивый поэтический рассказ и высокое признание. Скрытое в подтексте взаимодействие слов более всего обусловливает развитие и смысловое решение темы.

Наизусть стихотворение "Это утро, радость эта"

- Чем это стихотворение похоже на предыдущее? (Презентация. Слайд 8)
- Какую фигуру речи использует автор?

9. Поэзия Фета и современность.

Вдали от всех парнасов,
От мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.
(В. Соколов)
(Презентация. Слайд 9)

- При жизни поэзию Фета далеко не всегда сопровождало восторженное восхищение. Сегодня многие литературные критики сходятся во мнении, что А. А. Фет относился к поэтам-философам, глубоко и самобытно осмысливающим жизнь.

10.Рефлексия

- На какие особенности лирики Фета - пейзажиста вы сегодня обратили внимание?

Что нового для себя вы открыли в Фете?

11. Домашнее задание: (Презентация. Слайд 10)

На выбор
1. Подобрать видеоряд к понравившемуся стихотворению Фета.
2. Выберите стихотворение Фета, которое, на ваш взгляд, обязательно должно входить в программу изучения в школе. Обоснуйте свой выбор, будьте убедительны (письменно).

Поиск по сайту

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки
Создать свой сайт бесплатно
Новости

Copyright ValeryStudio © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz