Конспект открытого урока по литературе в 6 классе (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
Тема: «XXI век. Чтение – потребность или обязанность?» (Урок - диспут)
Прогнозируемые
результаты:
предметные: умение определять и формулировать тему, идею произведения, анализировать художественное произведение, создавать устные монологические высказывания, вести диалог, знать компоненты сочинения – рассуждения;
метапредметные: умение подбирать аргументы для выражения собственной позиции, видеть причинно – следственные связи в устных высказываниях, работать с разными источниками информации, делать выводы, обобщения.
Подготовительная работа:
- подготовка учащимися интервью с учителями по вопросам, поднимаемым на уроке (видеоролик);
- оформление выставки книг, рекомендованных ученикам родителями;
- инсценировка отрывка из рассказа М. Энде «Бесконечная книга»;
- изготовление плакатов с высказываниями классиков о книгах и о чтении.
Ход урока:
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- На сегодняшнем уроке мы с вами вновь перевернем очередную страницу нашего учебника литературы. Новый раздел учебника. Перед нами обращение: «Читателям XXI века». А какой он, читатель? Какие книги он предпочитает? И любит ли он вообще читать? Урок поможет нам найти ответы на эти вопросы. Занятие мы построим в форме диспута. Мы услышим ваше мнение, мнение учителей, представляющих старшее поколение, позицию родителей.
Так что же значит чтение для учеников XXI века – обязанность или потребность общения с самыми умными друзьями, книгами?
II. Основная часть урока.
1. Инсценировка отрывка из рассказа М. Энде «Бесконечная книга» (подготовленные ученики).
- Нередко, увлёкшись чтением, мы жалеем, что произведение подходит к концу. Как и герою этой постановки, нам тоже хочется, чтоб эта книга никогда не кончалась. А что для вас книги?
2.Проверка домашнего задания.
Ученики читают сочинения – рассуждения « Чтение книг – потребность или обязанность?»
3. Организация диспута.
Несколько заранее выбранных учащихся представляют оппозицию, высказывая противоположное мнение. Учитель следит, чтобы сохранялся дискуссионный характер ответов учеников, чтобы мнения высказывались с аргументацией.
4. Выставка книг
- На нашей выставке представлены книги, которые родители советуют вам прочитать. Как взрослые объяснили, почему именно эти произведения они выбрали? Интересны ли они современным читателям? Согласны ли вы с этим выбором?
- Конечно, небезынтересно и мнение учителей. Наши корреспонденты подготовили видеорепортаж «из учительской» (просмотр видеоролика).
Может ли стать любимой книга, прочитанная из - под палки? Почему?
III.Рефлексия.
- Так что же такое для вас чтение? Потребность или обязанность? Может быть, сформулировать вывод вам помогут высказывания писателей, представленные на доске.
Слова – помощники для шестиклассников:
-
я (не) согласен с мнением…, что…
-
прав…, говоря…
-
…точно подметил, что…
- Поиск новых книг, знакомство с книгами – это всегда большое или маленькое открытие в себе самом, в окружающих. Это постоянный поиск смысла жизни. Хотелось бы, чтобы в вашей жизни встретилась хорошая книга, которая научит вас дружить, дорожить родителями, не бояться трудностей, любить жизнь.
IV. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра («Совет другу», «С какой книгой я бы никогда не расстался?») или составить кроссворд по материалам любимых книг.