Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 22:29

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гайлевич Елены Алексеевны

Форма входа
МЕНЮ
Статистика

Грамматические ошибки. Речевые ошибки и недочёты

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

I. Ошибки в структуре слова:

         1) в словообразовании (например: «непоседка» вместо непоседа, «раздумчивый взгляд» вместо задумчивый, «благородность» вместо благородство и т.п.);

         2) в формообразовании:

         а) имени существительного (например: «облаки», «рельса», «без тюли», «с повидлой», «без сапогов» и др.);

         б) имени прилагательного (например: «красивше», «более красивее»);

         в) местоимения (например: «ихний», «ихи», «чегой-то»);

         г) глагола (например: «ездиет», «хочат», «ждя», «ложит», «метается», «махает», «оставший рубль», «верёвка с перекусанным концом»).

 

II. Ошибки в структуре словосочетания:

         1) в согласовании (например: «Я занимаюсь теннисом и хочу научить всех этому, на мой взгляд, очень хорошим, но в то же время трудным спорту»);

         2) в управлении (например: «удивляюсь его силой», «жажда к славе», «избежать от верной гибели», «набраться силами»).

 

III. Ошибки в структуре предложения:

         1) нарушение границы предложения (например: «Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке», «Тимур был хорошим. Потому что он помогал семьям погибших»);

         2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например: «Торжество счастья захлестнула птицу», «Но не вечно ни юность, ни лето», «Цвет красок Шишкин применил светлые»);

         3) ошибки в построении предложения с однородными членами («Девушка была румяной, гладко причёсана», «Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей»);

         4) в предложении с причастным оборотом (например: «Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой», «Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами»);

         5) в предложении с деепричастным оборотом (например: «Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли», «На картине «Вратарь» изображён мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени»);

         6) в сложном предложении (например: «Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами», «Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянул пожилой мужчина», «Он готов согласиться даже с нелепым замечанием Хлестакова, когда тот сказал, что Земляника вчера был ниже ростом»);

         7) смешение прямой и косвенной речи (например: «Скалозуб удовлетворённо замечает, что «счастлив я в товарищах моих»).

 

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЁТЫ

 

         Речевые ошибки. К речевым ошибкам относятся следующие:

         1) употребление слова в несвойственном ему значении, например: «Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено» (вместо ничком), «Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег»;

         2) смешение паронимов (однокоренных слов, имеющих разное значение), например: «Мама велела мне надеть свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался»;

         3) неоправданное просторечных и диалектных слов, например: «На вратаре майка, напяленная на рубашку», «Одёжа его была такова», «На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю»;

         4) смешение видо-временных форм глагола, например: «Чёрной весенней ночью я сидел у костра. В воду прыгают крысы, бегали чибисы. Кто-то плывёт по воде», «Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему в след»;

         5) неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи, например: «Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал» (Кто у кого обедал?), «Пугачёв узнал Гринёва и простил его, вспомнив про подаренный ему (кому? Гринёву или Пугачёву?) тулуп».

         Следует помнить, что оценка речевых ошибок бывает такой же однозначной, как и оценка грамматических ошибок: «Так сказать нельзя, так неправильно».

 

         Речевые недочёты.

         1. Неточность речи. К речевым недочётам этой группы относятся следующие:

         1) неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов, например: После футбола я пошёл домой с унылой головой (ср. понурой), потому что мы проиграли;

         2) нарушение лексической сочетаемости, например: Пионеры выполнили клятву (вместо исполнили клятву, ср. выполнили обещание);

         3) употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее высказанному, например: Наступил август месяц; Опустив голову вниз, он внимательно рассматривает борозду; Обед был очень роскошный;

         4) нарушение порядка слов в предложении, например: Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову.

 

         2. Бедность речи, ограниченность словаря и неразвитость синтаксического строя проявляется в виде недочётов такого рода:

         1) повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста, например: Увидев человека, барс бросился в горы. Охотник увидел на лапе барса капкан; Стрижа обдавало брызгами, и стриж подумал, что скоро конец;

         2) употребление рядом или близко однокоренных слов, например: Однажды охотник охотился на зайцев; Кремль - это самый исторический памятник истории;

         3) однотипность и слабая распространённость синтаксических конструкций, например: Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. На нём были выношенные штаны. Латка была грубо наживлена. Солдатские сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью;

         4) неумение строить контекст, отсутствие связи (логической и лексико-грамматической) между соседними предложениями, например: Рядом с бороздой несметное количество диких растений. Видно, что ребята довольны замером. На небе сияет солнце. Одеты они легко.

         3. Нарушение требования выразительности речи.

         1) употребление слов иной функционально-стилистической окраски, например: Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в берёзовой роще, а также в сосновом и смешанных лесах. Особенно часто это проявляется в выборе «чужих» для данного контекста средств межфразовой связи. Например, в описательном (условно говоря, художественном) контексте используются «жёсткие» логические средства связи, характерные для официально-делового и научного стилей: Когда Остапа вели на казнь, то он шёл первым и с гордостью. Очи его смотрели вдаль. Несмотря на то что руки его были в цепях, он сжимал их в кулак. Это значит, что Остап боролся за народ;

         2) неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций. Например, в сочинении по картине Герасимова «Вратарь»: Рядом сидит папа одного из малышей. Эмоциональная окраска выделенного слова делает уместным его употребление лишь а таких речевых ситуациях, которые отражают интимный характер общения; ситуация же, в которой создаётся школьное сочинение, иная.

Поиск по сайту

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки
Создать свой сайт бесплатно
Новости

Copyright ValeryStudio © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz