ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
I. Ошибки в
структуре слова:
1) в словообразовании (например: «непоседка» вместо непоседа, «раздумчивый взгляд» вместо задумчивый, «благородность» вместо благородство и т.п.);
2) в формообразовании:
а) имени существительного (например: «облаки», «рельса», «без тюли», «с повидлой», «без сапогов» и др.);
б) имени прилагательного (например: «красивше», «более красивее»);
в) местоимения (например: «ихний», «ихи», «чегой-то»);
г) глагола (например: «ездиет», «хочат», «ждя», «ложит», «метается», «махает», «оставший рубль», «верёвка с перекусанным концом»).
II. Ошибки в
структуре словосочетания:
1) в согласовании (например: «Я занимаюсь теннисом и хочу научить всех этому, на мой взгляд, очень хорошим, но в то же время трудным спорту»);
2) в управлении (например: «удивляюсь его силой», «жажда к славе», «избежать от верной гибели», «набраться силами»).
III. Ошибки в
структуре предложения:
1) нарушение границы предложения (например: «Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке», «Тимур был хорошим. Потому что он помогал семьям погибших»);
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например: «Торжество счастья захлестнула птицу», «Но не вечно ни юность, ни лето», «Цвет красок Шишкин применил светлые»);
3) ошибки в построении предложения с однородными членами («Девушка была румяной, гладко причёсана», «Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей»);
4) в предложении с причастным оборотом (например: «Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой», «Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами»);
5) в предложении с деепричастным оборотом (например: «Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли», «На картине «Вратарь» изображён мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени»);
6) в сложном предложении (например: «Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами», «Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянул пожилой мужчина», «Он готов согласиться даже с нелепым замечанием Хлестакова, когда тот сказал, что Земляника вчера был ниже ростом»);
7) смешение прямой и косвенной речи (например: «Скалозуб удовлетворённо замечает, что «счастлив я в товарищах моих»).
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЁТЫ
Речевые ошибки. К речевым ошибкам относятся следующие:
1) употребление слова в несвойственном ему значении, например: «Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено» (вместо ничком), «Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег»;
2) смешение паронимов (однокоренных слов, имеющих разное значение), например: «Мама велела мне надеть свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался»;
3) неоправданное просторечных и диалектных слов, например: «На вратаре майка, напяленная на рубашку», «Одёжа его была такова», «На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю»;
4) смешение видо-временных форм глагола, например: «Чёрной весенней ночью я сидел у костра. В воду прыгают крысы, бегали чибисы. Кто-то плывёт по воде», «Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему в след»;
5) неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи, например: «Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал» (Кто у кого обедал?), «Пугачёв узнал Гринёва и простил его, вспомнив про подаренный ему (кому? Гринёву или Пугачёву?) тулуп».
Следует помнить, что оценка речевых ошибок бывает такой же однозначной, как и оценка грамматических ошибок: «Так сказать нельзя, так неправильно».
Речевые недочёты.
1. Неточность речи. К речевым недочётам этой группы относятся следующие:
1) неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов, например: После футбола я пошёл домой с унылой головой (ср. понурой), потому что мы проиграли;
2) нарушение лексической сочетаемости, например: Пионеры выполнили клятву (вместо исполнили клятву, ср. выполнили обещание);
3)
употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее высказанному,
например: Наступил август месяц; Опустив голову вниз, он внимательно рассматривает
борозду; Обед был очень роскошный;
4) нарушение порядка слов в предложении, например: Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову.
2. Бедность речи, ограниченность словаря и неразвитость синтаксического строя проявляется в виде недочётов такого рода:
1)
повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста, например: Увидев человека, барс бросился в горы. Охотник увидел
на лапе барса капкан; Стрижа обдавало брызгами, и стриж подумал, что скоро конец;
2) употребление рядом или близко однокоренных слов, например: Однажды охотник охотился на зайцев; Кремль - это самый исторический памятник истории;
3)
однотипность и слабая распространённость синтаксических конструкций, например: Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник
был грубо заштопан. На нём были выношенные штаны. Латка была грубо наживлена.
Солдатские сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью;
4) неумение строить контекст, отсутствие связи (логической и лексико-грамматической) между соседними предложениями, например: Рядом с бороздой несметное количество диких растений. Видно, что ребята довольны замером. На небе сияет солнце. Одеты они легко.
3. Нарушение требования выразительности речи.
1) употребление слов иной функционально-стилистической окраски, например: Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в берёзовой роще, а также в сосновом и смешанных лесах. Особенно часто это проявляется в выборе «чужих» для данного контекста средств межфразовой связи. Например, в описательном (условно говоря, художественном) контексте используются «жёсткие» логические средства связи, характерные для официально-делового и научного стилей: Когда Остапа вели на казнь, то он шёл первым и с гордостью. Очи его смотрели вдаль. Несмотря на то что руки его были в цепях, он сжимал их в кулак. Это значит, что Остап боролся за народ;
2)
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций. Например, в
сочинении по картине Герасимова «Вратарь»: Рядом
сидит папа одного из малышей.
Эмоциональная окраска выделенного слова делает уместным его употребление лишь а
таких речевых ситуациях, которые отражают интимный характер общения; ситуация
же, в которой создаётся школьное сочинение, иная.