Тема урока: «Внеклассное чтение. В гостях у сказки» (5 класс)
Цели урока:
- увидеть удивительный мир сказок, их мудрость;
- сделать нравственно-этические выводы;
- вспомнить прочитанные сказки,
Ход
урока:
I. Вступительное слово учителя:
- Встреча со сказкой – праздник для человека любого возраста. Значительное место в программе по литературе в 5 классе отведено фольклору. Вы долго готовились: целый месяц вы читали сказки известных писателей 19-20 века. А сегодня мы совершим путешествие в этот волшебный мир, показав хорошее знание прочитанных произведений. Дорога предстоит нелёгкая:
3 короба сухарей съедим да 3 пары железных башмаков стопчем, как сказал бы сказочный герой. Но мы дружные, умные, сообразительные, поэтому справимся.
Чтобы отправиться в дорогу, нужно произнести волшебные слова.
Кто знает?
II. Демонстрация творческих работ.
Вот волшебные слова вы знаете. А теперь выберем маршрут. Интересно, куда же нас позовут сказочные туроператоры?
(Презентация своих сказочных маршрутов).
III. Вопросы по прочитанным сказкам.
Заманчивые маршруты. Но торопиться не надо. В Стране Сказок и заблудиться недолго. Разве в нашей стране можно доверять только что открывшимся фирмам! Думаю, надо проверить, насколько хорошо ребята знают сказочных героев.
1) Кто обожает гулять по крышам и хулиганить. К тому же считает себя красивым, в меру упитанным мужчиной?
(Карлсон, Астрид Линдгрен)
2) Он 3 дня гнался с собакой за зайцем, у которого 4 ноги на животе и 4 на спине. После погони собака умерла, а из её шкуры он сшил куртку, которая чует добычу и тянет хозяина в сторону волка или зайца и норовит выстрелить пуговицами.
(барон Мюнхгаузен, Распэ)
3) Он был не очень складный: чересчур длинное туловище на коротеньких ножках, голова как будто великовата. На нём был красивый гусарский костюм. А на спине прицеплен нелепый плащ, а на голове нахлобучена шапка рудокопа.
(Щелкунчик, Гофман)
4) Волосы её, цвета моркови, были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны, нос походил на крошечную картофелинку в крапинку от веснушек.
(Пеппи Длинныйчулок, Астрид Линдгрен)
5) Эта героиня была уверена, что за 31 декабря последует 32 декабря, потом 33 декабря и т.д.
(Юная королева, Маршак)
6) Эта героиня за одну минуту совершила путешествие на Северный полюс.
(Женя, Катаев)
7) Целиком сделан из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах, на голове вместо шапки была медная воронка.
(Железный дровосек, Волков)
IV. Узнать предметы из сказок.
- Я предлагаю всем заглянуть в Музей Сказки. Да, да! Есть и такой. Познакомимся с экспонатами музея.
1) У нас хранятся два зонтика – чёрный и цветной. Их подарил нашему музею таинственный незнакомец. Он признался, что каждый вечер прокрадывается в комнату, где спят маленькие дети. Над их головой он раскрывает либо один, либо другой зонтик. И тогда…
Что происходит тогда?
2) А вот орех. Разумеется, не простой, а волшебный: у ореха такая твёрдая скорлупа, что его даже пушка не раздавит. Этот твёрдый орех нужно было разгрызть и поднести принцессе. Почему он так необходим принцессе?
(Орех Кракатук, принцесса Пирлипат)
3) Вот ещё ценный экспонат – конопляное семечко. Сказочный герой получил его из рук короля со словами: «Возьми это семечко! Пока оно будет у тебя, ты всегда будешь знать урок свой, с тем, однако, условием, чтоб ты…» В чём это условие?
4) А вот и волшебное колечко. Его волшебная сила в заклинании:
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
У новогоднему костру.
(Апрель падчерице, 12 месяцев)
5) Есть и музыкальные инструменты, например, уникальная дудочка. В чём её сила?
(девочка получила её от старика-боровика)
6) Посмотрите на этот пузырёчек. Надпись на этикетке: «Выпей меня!» Но не советую вам этого делать! Почему?
(Алиса)
7) Вот необычный цветок с разноцветными лепестками. Тоже волшебный. В чём его волшебство?
(Женя, Цветик-семицветик)
Сколько лепестков потратила зря? Каким было самое важное решение? Какой лепесток?
(Голубой)
Давайте и мы загадали самое важное желание.
Хором произнесём заклинание.
(Дети проговаривают и загадывают желание).
V.Рефлексия:
- Какие уроки преподнесли вам прочитанные сказки? О чем задумались на уроке?
Катаев в сказке «Цветик-семицветик» заставляет нас видеть, что в мире, кроме стремления вкусно поесть и иметь красивые игрушки, есть и желание помочь людям. Именно это и приносит радость.
VI. Домашнее задание. Написать сочинение «Моя любимая сказка».