Программа практикума
«Принципы и приёмы редактирования текста во время работы над
сочинением»
(для учеников 5-8 классов)
Пояснительная записка
Как бы ни сложилась судьба выпускного
сочинения, какую бы форму ни приняли выпускные и вступительные экзамены по
русскому языку и литературе, умение толково, грамотно, связно и убедительно
выражать мысли на письме останется необходимым и безусловно востребованным в
обществе. А значит, мы, школьные учителя, обязаны помогать своим ученикам
приобретать и совершенствовать это умение.
Редактирование и саморедактирование –
серьёзный, важный, неотменимый этап в работе над текстом вообще и над
ученическим сочинением в частности. Пока же обычно основные усилия
автор-школьник затрачивает на обдумывание содержания и запись, в лучшем случае
завершая свои труды беглой проверкой и исправлением орфографических,
пунктуационных, может быть, и простейших речевых ошибок. Специальная, подчас по
необходимости довольно длительная работа над уже записанным текстом не
предусматривается привычным регламентом. А ведь без неё очень мала вероятность
получить желаемый результат.
Настоящий курс содержит необходимые
сведения о методах и приёмах редакторской работы, о характерных ошибках в
построении текстов разных типов и о способах их исправления.
Цель курса:
Научить учеников работать
с текстом, редактировать собственное сочинение.
Задачи:
1. Обучение редактированию текстов разных типов речи.
2. Работа над типичными композиционными,
логическими, речевыми ошибками; знакомство со способами их обнаружения и
исправления.
3. Развитие связной речи.
Формирование умений и
навыков:
1. Формирование
навыков саморедактирования сочинений.
2. Формирование
умения строить тексты различных типов речи.
Содержание
программы.
Тема 1. Роль редактирования в процессе работы над текстом. Задачи и
сущность редакторской деятельности. Сравнение текстов до и после редакторского
вмешательства.
Тема 2. Выполнение упражнений на восстановление логических связей.
Связность – один из основных признаков текста. «Смысловые скважины». Работа над
«испорченными» текстами.
Тема 3. Типичные композиционные ошибки, способы их обнаружения и
исправления. Когда сравниваются два объекта, имеет значение, о каком из них
говорить в первую очередь. Отсутствие тезиса, предваряющего цитаты.
«Спонтанное» письмо.
Тема 4. Особенности
редактирования повествования. Существенные черты этого типа текста. Главное
средство рассказа – глаголы прошедшего времени совершенного вида. Место
действия и действующие лица.
Тема
5. Узлы повествования. Типичный дефект – пропуск существенного узла. Способ
обнаружения и исправления дефекта. Не просто перечисление событий, но и
объяснение связей между ними.
Тема
6. Эпический и сценический способы повествования. Принцип постепенного
нарастания интереса до кульминации. Перевод эпического повествования в
сценическое.
Тема
7. Практикум. Сочинение-повествование. Работа над ошибками. (2 ч.)
Тема
8. Особенности редактирования описания. Существенные черты этого типа
текста. Дополнительная мотивация учеников.
Тема
9. Описания объективные и субъективные, статические и динамические.
Описания объективные – фактографические, субъективные – творческие. Живое
описание. Логические операции. Описание-характеристика.
Тема
10. Типичные композиционные и речевые ошибки в описаниях. Отсутствие логики
расположения частей, связи отдельных признаков между собой, однообразие
синтаксических конструкций.
Тема
11. Практикум. Сочинение-описание. Работа над ошибками. (2 ч.)
Тема 12. Сущность
рассуждения как типа речи. Цель рассуждения. Построение рассуждения.
Тема
13. Упражнения на восстановление структуры рассуждения. Исправление
деформированных текстов-рассуждений. Различие тезисов и доказательств-примеров.
Тема
14. Рассуждение и законы логического мышления. Структурные типы рассуждений.
Свёртывание суждений. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключённого
третьего. Закон достаточного основания.
Тема
15. Практикум. Сочинение-рассуждение. Работа над ошибками. Структура
курса
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | в том числе: | Формы контроля |
лекция | практикум | семинар | игры |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Роль редактирования в процессе работы над текстом | 1 | 1 |
|
|
| Урок-исследование |
2. | Выполнение упражнений на восстановление логических связей | 1 |
| 1 |
|
| Редакция текста |
3. | Типичные композиционные ошибки, способы их обнаружения и исправления | 1 | 1 |
|
|
| Урок-исследование |
4. | Особенности редактирования повествования. Существенные черты этого типа текста | 1 | 1 |
|
|
| Урок-исследование |
5. | Узлы повествования. Типичный дефект – пропуск существенного узла, способ его обнаружения и исправления | 1 |
| 1 |
|
| Редакция текстов |
6. | Эпический и сценический способы повествования | 1 | 1 |
|
|
| Урок-исследование |
7. | Практикум. Сочинение-повествование. Работа над ошибками | 2 |
| 2 |
|
| Сочинение |
8. | Особенности редактирования описания. Существенные черты этого типа текста | 1 | 1 |
|
|
| Работа с текстом |
9. | Описания объективные и субъективные, статические и динамические | 1 | 1 |
|
|
| Составление таблицы |
10. | Типичные композиционные и речевые ошибки в описаниях | 1 |
| 1 |
|
| Редакция текстов |
11. | Практикум. Сочинение-описание. Работа над ошибками | 2 |
| 2 |
|
| Сочинение |
12. | Сущность рассуждения как типа речи | 1 | 1 |
|
|
| Исследование |
13. | Упражнения на восстановление структуры рассуждения | 1 |
| 1 |
|
| Редакция текстов |
14. | Рассуждение и законы логического мышления. Структурные типы рассуждений | 1 | 1 |
|
|
| Составление памятки |
15. | Практикум. Сочинение-рассуждение. Работа над ошибками | 1 |
| 1 |
|
| Сочинение |
Литература
Для учителя
1. Голуб, И. Б. Стилистика русского
языка / И. Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 448 с. – (Высшее
образование).
2. Шапиро Н. А. Принципы и приёмы
редактирования текста в процессе работы над сочинением. М.: «Первое сентября»,
2008.
3. Шапиро Н. А. Учимся понимать и
строить текст: 5-9-е классы. М.: «Первое сентября», 2002.
4. Накорякова К. М. Литературное
редактирование. Общая методика работы над текстом. Практикум. М.: Икар, 2004.
Для ученика
1. Балашова Л. В. Русский язык и
культура общения. Практикум в двух частях. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей»,
2002.