Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.05.2024, 05:02

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гайлевич Елены Алексеевны

Форма входа
МЕНЮ
Статистика

Принципы и приёмы редактирования текста во время работы над сочинением (для учеников 5-8 классов)

Программа практикума

 «Принципы и приёмы редактирования текста во время работы над сочинением»

(для учеников 5-8 классов)

Пояснительная записка

        Как бы ни сложилась судьба выпускного сочинения, какую бы форму ни приняли выпускные и вступительные экзамены по русскому языку и литературе, умение толково, грамотно, связно и убедительно выражать мысли на письме останется необходимым и безусловно востребованным в обществе. А значит, мы, школьные учителя, обязаны помогать своим ученикам приобретать и совершенствовать это умение.

        Редактирование и саморедактирование – серьёзный, важный, неотменимый этап в работе над текстом вообще и над ученическим сочинением в частности. Пока же обычно основные усилия автор-школьник затрачивает на обдумывание содержания и запись, в лучшем случае завершая свои труды беглой проверкой и исправлением орфографических, пунктуационных, может быть, и простейших речевых ошибок. Специальная, подчас по необходимости довольно длительная работа над уже записанным текстом не предусматривается привычным регламентом. А ведь без неё очень мала вероятность получить желаемый результат.
        Настоящий курс содержит необходимые сведения о методах и приёмах редакторской работы, о характерных ошибках в построении текстов разных типов и о способах их исправления.
Цель курса:
        Научить учеников работать с текстом, редактировать собственное сочинение.
Задачи:

        1. Обучение редактированию текстов разных типов речи.
        2. Работа над типичными композиционными, логическими, речевыми ошибками; знакомство со способами их обнаружения и исправления.
        3. Развитие связной речи.
Формирование умений и навыков:
        1. Формирование навыков саморедактирования сочинений.
        2. Формирование умения строить тексты различных типов речи.
Содержание программы.
        Тема 1. Роль редактирования в процессе работы над текстом. Задачи и сущность редакторской деятельности. Сравнение текстов до и после редакторского вмешательства.
        Тема 2. Выполнение упражнений на восстановление логических связей. Связность – один из основных признаков текста. «Смысловые скважины». Работа над «испорченными» текстами.
        Тема 3. Типичные композиционные ошибки, способы их обнаружения и исправления. Когда сравниваются два объекта, имеет значение, о каком из них говорить в первую очередь. Отсутствие тезиса, предваряющего цитаты. «Спонтанное» письмо.
        Тема 4. Особенности редактирования повествования. Существенные черты этого типа текста. Главное средство рассказа – глаголы прошедшего времени совершенного вида. Место действия и действующие лица.
        Тема 5. Узлы повествования. Типичный дефект – пропуск существенного узла. Способ обнаружения и исправления дефекта. Не просто перечисление событий, но и объяснение связей между ними.
        Тема 6. Эпический и сценический способы повествования. Принцип постепенного нарастания интереса до кульминации. Перевод эпического повествования в сценическое.
        Тема 7. Практикум. Сочинение-повествование. Работа над ошибками. (2 ч.)
        Тема 8. Особенности редактирования описания. Существенные черты этого типа текста. Дополнительная мотивация учеников.
        Тема 9. Описания объективные и субъективные, статические и динамические. Описания объективные – фактографические, субъективные – творческие. Живое описание. Логические операции. Описание-характеристика.
        Тема 10. Типичные композиционные и речевые ошибки в описаниях. Отсутствие логики расположения частей, связи отдельных признаков между собой, однообразие синтаксических конструкций.
        Тема 11. Практикум. Сочинение-описание. Работа над ошибками. (2 ч.)
        Тема 12. Сущность рассуждения как типа речи. Цель рассуждения. Построение рассуждения.
        Тема 13. Упражнения на восстановление структуры рассуждения. Исправление деформированных текстов-рассуждений. Различие тезисов и доказательств-примеров.
        Тема 14. Рассуждение и законы логического мышления. Структурные типы рассуждений. Свёртывание суждений. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключённого третьего. Закон достаточного основания.
        Тема 15. Практикум. Сочинение-рассуждение. Работа над ошибками. Структура курса
п/п
Наименование тем курсаВсего часовв том числе:Формы контроля
лекцияпрактикумсеминаригры
12345678
1.Роль редактирования в процессе работы над текстом11


Урок-исследование
2.Выполнение упражнений на восстановление логических связей1
1

Редакция текста
3.Типичные композиционные ошибки, способы их обнаружения и исправления11


Урок-исследование
4.Особенности редактирования повествования. Существенные черты этого типа текста11


Урок-исследование
5.Узлы повествования. Типичный дефект – пропуск существенного узла, способ его обнаружения и исправления1
1

Редакция текстов
6.Эпический и сценический способы повествования11


Урок-исследование
7.Практикум. Сочинение-повествование. Работа над ошибками2
2

Сочинение
8.Особенности редактирования описания. Существенные черты этого типа текста11


Работа с текстом
9.Описания объективные и субъективные, статические и динамические11


Составление таблицы
10.Типичные композиционные и речевые ошибки в описаниях1
1

Редакция текстов
11.Практикум. Сочинение-описание. Работа над ошибками2
2

Сочинение
12.Сущность рассуждения как типа речи11


Исследование
13.Упражнения на восстановление структуры рассуждения1
1

Редакция текстов
14.Рассуждение и законы логического мышления. Структурные типы рассуждений11


Составление памятки
15.Практикум. Сочинение-рассуждение. Работа над ошибками1
1

Сочинение

Литература
Для учителя
        1. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 448 с. – (Высшее образование).
        2. Шапиро Н. А. Принципы и приёмы редактирования текста в процессе работы над сочинением. М.: «Первое сентября», 2008.
        3. Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5-9-е классы. М.: «Первое сентября», 2002.
        4. Накорякова К. М. Литературное редактирование. Общая методика работы над текстом. Практикум. М.: Икар, 2004.
Для ученика
        1. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2002.

Поиск по сайту

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки
Создать свой сайт бесплатно
Новости

Copyright ValeryStudio © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz