Главная | Регистрация | Вход | RSS | Вторник, 21.05.2024, 05:02 |
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гайлевич Елены Алексеевны | |
Приветствую Вас Гость |
|
Принципы и приёмы редактирования текста во время работы над сочинением (для учеников 5-8 классов)Программа практикума «Принципы и приёмы редактирования текста во время работы над сочинением» (для учеников 5-8 классов) Пояснительная записка Как бы ни сложилась судьба выпускного сочинения, какую бы форму ни приняли выпускные и вступительные экзамены по русскому языку и литературе, умение толково, грамотно, связно и убедительно выражать мысли на письме останется необходимым и безусловно востребованным в обществе. А значит, мы, школьные учителя, обязаны помогать своим ученикам приобретать и совершенствовать это умение. Редактирование и саморедактирование –
серьёзный, важный, неотменимый этап в работе над текстом вообще и над
ученическим сочинением в частности. Пока же обычно основные усилия
автор-школьник затрачивает на обдумывание содержания и запись, в лучшем случае
завершая свои труды беглой проверкой и исправлением орфографических,
пунктуационных, может быть, и простейших речевых ошибок. Специальная, подчас по
необходимости довольно длительная работа над уже записанным текстом не
предусматривается привычным регламентом. А ведь без неё очень мала вероятность
получить желаемый результат. 1. Обучение редактированию текстов разных типов речи. 2. Работа над типичными композиционными,
логическими, речевыми ошибками; знакомство со способами их обнаружения и
исправления. 3. Развитие связной речи. Формирование умений и
навыков: 1. Формирование
навыков саморедактирования сочинений. 2. Формирование
умения строить тексты различных типов речи. Содержание
программы. Тема 1. Роль редактирования в процессе работы над текстом. Задачи и
сущность редакторской деятельности. Сравнение текстов до и после редакторского
вмешательства. Тема 2. Выполнение упражнений на восстановление логических связей.
Связность – один из основных признаков текста. «Смысловые скважины». Работа над
«испорченными» текстами. Тема 3. Типичные композиционные ошибки, способы их обнаружения и
исправления. Когда сравниваются два объекта, имеет значение, о каком из них
говорить в первую очередь. Отсутствие тезиса, предваряющего цитаты.
«Спонтанное» письмо. Тема 4. Особенности
редактирования повествования. Существенные черты этого типа текста. Главное
средство рассказа – глаголы прошедшего времени совершенного вида. Место
действия и действующие лица. Тема
5. Узлы повествования. Типичный дефект – пропуск существенного узла. Способ
обнаружения и исправления дефекта. Не просто перечисление событий, но и
объяснение связей между ними. Тема
6. Эпический и сценический способы повествования. Принцип постепенного
нарастания интереса до кульминации. Перевод эпического повествования в
сценическое. Тема
7. Практикум. Сочинение-повествование. Работа над ошибками. (2 ч.) Тема
8. Особенности редактирования описания. Существенные черты этого типа
текста. Дополнительная мотивация учеников. Тема
9. Описания объективные и субъективные, статические и динамические.
Описания объективные – фактографические, субъективные – творческие. Живое
описание. Логические операции. Описание-характеристика. Тема
10. Типичные композиционные и речевые ошибки в описаниях. Отсутствие логики
расположения частей, связи отдельных признаков между собой, однообразие
синтаксических конструкций. Тема
11. Практикум. Сочинение-описание. Работа над ошибками. (2 ч.) Тема 12. Сущность
рассуждения как типа речи. Цель рассуждения. Построение рассуждения. Тема
13. Упражнения на восстановление структуры рассуждения. Исправление
деформированных текстов-рассуждений. Различие тезисов и доказательств-примеров. Тема
14. Рассуждение и законы логического мышления. Структурные типы рассуждений.
Свёртывание суждений. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключённого
третьего. Закон достаточного основания. Тема
15. Практикум. Сочинение-рассуждение. Работа над ошибками. Структура
курса
Литература Для учителя 1. Голуб, И. Б. Стилистика русского
языка / И. Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 448 с. – (Высшее
образование). 2. Шапиро Н. А. Принципы и приёмы
редактирования текста в процессе работы над сочинением. М.: «Первое сентября»,
2008. 3. Шапиро Н. А. Учимся понимать и
строить текст: 5-9-е классы. М.: «Первое сентября», 2002. 4. Накорякова К. М. Литературное
редактирование. Общая методика работы над текстом. Практикум. М.: Икар, 2004. Для ученика 1. Балашова Л. В. Русский язык и
культура общения. Практикум в двух частях. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей»,
2002.
|
|
Copyright ValeryStudio © 2024 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |